Нательный крестик в подарок во сне

Нательный крестик в подарок во сне
Нательный крестик в подарок во сне
Нательный крестик в подарок во сне
Нательный крестик в подарок во сне

Образ святой блаженной Матроны Московской
Случается так, что Господь Своей волей наделяет тех, кто призван исполнять Его волю, удивительными, уникальными способностями и высокими духовными качествами, лишая их всего, что в нашем понятии называется нормальной жизнью. Что такое для нас нормальная жизнь – семья, достаток, крепкое здоровье, мир в стране, где мы живем, отсутствие крупных социальных потрясений. Но лишения земные, выпадающие на долю того, кто последует за Ним, ничто по сравнению с теми дарами духовными, которыми Он награждает своих посланников, призванных стать святыми земли Русской. Они не отягощены здешним, поскольку их внутренний взор всегда направлен только туда, ввысь, к подножию Его Престола. Одни из них обретают эти качества постепенно, сознательно избрав отречение от всех земных благ и привязанностей из бесконечной любви к Нему, другие от рождения поставлены в условия, что и лишаться им, по сути, нечего, ибо у них изначально нет ничего из того, что мы приучены стяжать и беречь. Мы предпочитаем, вопреки Нагорной проповеди Христа (Мф. 5-7), собирать сокровища на земле, сокровища же, которыми награждены иные блаженные от рождения, уже там, с колыбели там, где не подкапывают и не крадут, где моль и ржа бессильны (Мф. 6; 19-21).

Покровский ставропигиальный женский монастырь Покровский ставропигиальный женский монастырь
Такой святой была и блаженная Матрона Московская. Впрочем, почему была? Она – есть, она с нами, поскольку поток паломников – москвичей или тех, кто специально едет из самых далеких мест, чтобы приложиться к ее святых мощам, не иссякает: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен Покровский ставропигиальный женский монастырь, идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют ее люди – приходят семьями, идут женщины, мужчины. Больше, конечно, женщин, потому что весь груз психологических, семейных и личных проблем, вся ответственность за сердечные дела и межличностные отношения лежат на них, и улаживание их с Божьей помощью – чаще всего удел женщины. Недаром же Богу было угодно, чтобы о Христовом Воскресении первыми узнали женщины – жены-мироносицы. Вот и теперь женщины молят Матронушку о помощи во всех земных делах.

Современники запомнили ее очень светлой, ласковой, с тихим голосом. З.М. Жданова, односельчанка Матронушки, у которой она жила в Москве в Староконюшенном переулке на Старом Арбате, в книге своих воспоминаний о ней пишет, что матушка была миниатюрна, с ореолом пушистых волос вокруг лица, ручки и ножки – маленькие. Когда не принимала посетителей – полулежала на боку и никогда не засыпала крепким сном, а когда принимала – сидела, скрестив ножки. Ела и пила мало, и главное – никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на ее долю, как даваемое от Бога.

Еще говорят, что у нее было прекрасное чувство юмора, она шутила, всегда была приветлива, никогда сурова – но могла стать строгой, если надо было что-то особо объяснить человеку, пришедшему к ней с неправедной, неразумной просьбой, а такое бывало, и нередко.

Известно, что она с точностью описывала, как выглядят те или иные предметы, окружающий мир, хоть и была от рождения слепой. Ее спрашивали, откуда она знает, а она отвечала, что Господь все ей показал – и солнышко, и цветочки, и птичек. Всю красоту земли. По сути, она видела, но каким-то другим, пока необъяснимым образом, причем совершенно реально существующие места, и не только ближние – похоже, не было на планете места, куда бы не мог долететь ее духовный взор. Когда матушка уже жила в Москве, она любила храм Ризоположения, что на Донской улице. Женщина, которая там работала, рассказывала, что часто бывала у святой, и та с удивительной точностью обрисовывала расположение икон в храме.

Еще один случай свидетельства о ее дивном даре. З.М. Жданова училась в Архитектурном институте, и вот наступило время защиты диплома. Руководитель по неясным причинам Зинаиду невзлюбил, отказывал ей в консультациях, возможно, потому, что шел 1946 год, отца ее арестовали, причислив к «врагам народа». За две недели до защиты руководитель объявил, что комиссия, допускающая к защите, соберется завтра и непременно определит ее работу – проект здания Министерства военно-морского флота – несостоятельной. Огорченная Зинаида пришла домой. Диплом дал бы ей возможность содержать мать – та была по старости не в состоянии работать. А так – рушились все надежды. Когда она рассказала Матронушке про такое положение дел, та утешила ее, сказав, что вечером за чаем они поговорят.

Наступил вечер. Сели пить чай. И тут неграмотная Матрона говорит Зинаиде – почти без пяти минут архитектору, а не поехать ли им в Италию, в Рим, Флоренцию, посмотреть на архитектурные решения великих итальянских мастеров. И начала перечислять палаццо с точными описаниями архитектурных деталей, порекомендовав потрясенной Зинаиде совершенно конкретное арочное решение проектируемого ею здания. Стоит ли говорить, что комиссия приняла положительное решение, единогласно утвердив к защите сделанный Зинаидой Ждановой по рекомендациям святой блаженной Матроны проект.

Что это? Как это к ней приходило? Вряд ли стоит искать ответ на эти Божественные загадки. Это тайны отношений человека с Богом, которые всегда остаются закрытыми, которые надо принимать без сомнений и вопросов, доверяя Богу так абсолютно, как это делала и святая блаженная Матрона Московская, и все святые всех веков. Истинная вера не требует доказательств, никакой торговли с Богом – сделай чудо, объясни, как оно работает, а я тогда поверю. У святой блаженной Матроны Московской ничего не было из того, что мы просим в земной жизни для себя, но она всегда была перед Богом, как говорили в Ветхом Завете, – ходила перед Богом, и потому на самом деле у нее было все…

Детство и отрочество святой блаженной Матроны

По словам Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Россия XIX века уже пережила и покушения на ее государей, и войны, то вспыхивала, то угасала внутриполитическая смута. Прав был поэт – истинно блаженные: пророки, чудотворцы, целители, наделенные по воле Его дарами творить чудеса во славу Господню, приходят в мир как напоминание, что именно в «минуты роковые» Он никогда не оставляет нас, что Царствие Его по-прежнему близко, потому что оно внутри нас. Те, кого Церковь причисляет к лику святых, свидетельствуя их особое служение Господу, вся их подвижническая жизнь – доказательство тому. Святая блаженная Матрона родилась именно в «минуты роковые» для Российского государства на рубеже XIX и XX веков.

В 1881 году, в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии, теперь это Кимовский район, в семье благочестивых, трудолюбивых, но бедных крестьян Дмитрия и Натальи Никоновых появился четвертый ребенок, девочка. Родители были уже в летах, и когда поняли, что ожидается очередное прибавление в семействе, были крайне озадачены: уже есть трое детей – Иван, Михаил и Мария, этих бы поднять. Поэтому еще до рождения четвертого было решено этого младенца отдать в детский приют. Их в дореволюционное время было премногое количество – прерывание беременности для поголовно верующей России было тягчайшим из грехов, который таковым и поныне остается, несмотря на все современные рассуждения о возможности, а иногда и целесообразности такового.

Бросить малыша где-то на произвол судьбы: авось, кто сердобольный подберет – тоже для христианина вещь невозможная, потому и строили за счет государства детские приюты. Не отставало в передаче благотворительных средств и дворянство, и русское купечество, которое также славно своими меценатскими заслугами. Например, известный купец А.А. Бахрушин. Помимо того, что он был родоначальником Театрального музея в Москве, на средства купцов братьев Бахрушиных – Алексея, Петра и Владимира в городе Зарайске были выстроены церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости», училище, полный больничный комплекс, где лечили бесплатно всех, с приютом для стариков и детей. Больничный комплекс прослужил более ста лет, до конца XX века, а некоторые медицинские службы еще в начале 2000-х годов располагались в одних из бахрушинских построек.

Таким же меценатом был князь Голицын, выстроивший в селе Бучалки, недалеко от Себино, детский приют. И верно, так и сделали бы Никоновы, если бы Наталье, будущей матери, не приснился удивительный сон. Приснилось ей, будто ее пока не рожденная девочка прилетела к ней белой птицей и села на правую руку, а глаза птицы были плотно закрыты. Как это бывает, мы отличаем каким-то отдельным чувством сны вещие от незначащих сновидений. Наталья почувствовала, что сон этот особый, необычный и отказалась от мысли отдать ребенка из семьи.

Икона Святой блаженной Матроны Московской Икона Святой блаженной
Матроны Московской
Родилась девочка, светленькая, беленькая и с закрытыми глазами, то есть глаз у нее не было вообще, и мать приняла богоданное дитя с радостью, любила всем сердцем, как и всех своих детей, но особенно жалея Матронушку, как жалеют матери своих детей в их болезнях, особенно с врожденными недугами. Но что этот недуг – милость Божья и Крест Божий, все узнали позже. Лишив от рождения ее зрения физического, Он дал ей иное, внутреннее зрение. Матрюшка, как называли ее дома, с колыбели была той, о ком говорится как об «имеющем очи». Это зрение полностью возмещало ее физический недостаток, поскольку с детства Матрона могла самостоятельно передвигаться, по крайней мере, в пределах дома, где жила. И этот Божий Крест, и бедность бытия, лишавшие ее той самой, столь ценимой прочими нормальной жизни, были ей не в тягость, а в радость. Мать жалела слепую дочку, и с детских лет лаская ее, называла своим несчастным дитятком. А «несчастное дитя» улыбалось и удивленно отвечало маме, что это не она несчастная, а братья ее, Ваня да Миша. Она чувствовала, что защита, которой она, вроде бы обделенная физически, обладает, иное, духовное здоровье не идут ни в какое сравнение со здоровьем земным, даже самым крепким.

Богоизбранность новорожденной, которую нарекли Матроной по тезоименитству со святой преподобной Матроной Константинопольской1, была отмечена чудесными явлениями с момента ее крещения. Внешне это проявилось в том, что на груди девочки образовалась некоторая выпуклость, имевшая крестообразную форму. Со временем она стала четче. Как-то, примерно в шестилетнем возрасте Матроны, мать рассердилась на дочку за то, что та не носит нательного крестика. Девочка ответила – зачем он ей, если у нее есть свой, который всегда с ней. Наталья глянула, увидела этот врожденный крест на худенькой груди дочки и даже попросила у нее прощения.

Другой же знак возник у нее много позже. Оттого что часто и тщательно она накладывала крестное знамение, молясь о приходящих к ней и вознося свои ежедневные молитвы Господу, на ее лбу со временем образовалась ямочка. Начиная осенять себя крестным знамением, Матронушка сначала находила эту ямку – телесное свидетельство непрестанных молитвенных трудов.

Среда и пятница у православных христиан – день постный. Дозволяется есть только нескоромную, говоря современным языком, вегетарианскую еду. Молоко считается едой скоромной, не постной. Подруга матери рассказывала, что та в период грудного вскармливания жаловалась: по средам и пятницам дочь ничего не ела, не брала грудь, только спала целые сутки.

Все эти знаки богоизбранности начали проявляться еще с момента, когда отец Василий, крестивший ребенка, опустил девочку в купель. По свидетельству родственника семьи, Павла Ивановича Прохорова, над купелью вознесся легкий благоуханный дымок. Это поразило присутствовавших, а священник сказал, что такое явление при крещении видит в первый раз. Этот ребенок несет в себе святость, – добавил он, и если о чем-то девочка будет просить позже мать, пусть она, если сама исполнить желания дочери не сможет, обращается прямо к отцу Василию. И еще – о его кончине сообщит сама Матрона.

Всё так и вышло. Одной ночью маленькая Матрона разбудила спящую Наталью и сказала, что умер священник Василий. Батюшка жил один, некому было узнать о его кончине тотчас, и родители отравились к нему узнать, так ли это, а когда пришли, то увидели, что он только-только отошел к Богу…

Подруг у нее не было. Дети – народец злой, они не принимают непохожестей, которые кажутся им чуждыми и противоестественными, дразнили слепую девочку. Стегали ее крапивой, думая, что она не поймет, кто это, заманивали в яму, чтобы посмотреть, как слепая пытается без помощи вылезти из нее. Матронушка выбиралась из ямы, шла домой, усталая, вся перемазанная в земле, но никогда не отвечала злом на зло. Просто перестала пытаться играть с ними, сидела дома, возле икон, а когда была совсем маленькой, как-то умудрялась снять их, пока мать и отец спали, и играла с ними, хотя была ли то игра или особое общение – мы того не знаем.

Мы уже говорили, что слепота ее была весьма относительной – она была слепой только с точки зрения физически зрячих. Поскольку родители были боголюбивы, то часто всей семьей вместе ходили в церковь Успения Божьей Матери на все богослужения, куда могли прийти. Когда матери приходилось искать дочку, она, как правило, находила ее в церкви, на выбранном девочкой месте – слева за входной дверью. Матронушка быстро запомнила ход всех служб, песнопения, которые исполнялись на клиросе, и с ранних лет тихонько подпевала всем молитвам, звучавшим под сводами церкви.

Матроне исполнилось примерно семь лет, когда ее особые дары, которыми сполна наделил ее Господь, – чудотворения, прозорливости, исцеления больных – проявились столь явно, что стали привлекать к себе людей не только из окрестных селений. Но об этом Матрона Никонова узнала также заранее. В один день она сказала Наталье, чтобы мать готовилась к ее, Матрониной, свадьбе, и будет это скоро. Мать пошла к священнику и поведала ему о странных речах малолетней дочки. Тот пошел с ней в дом Никоновых, причастил девочку, которую часто причащали на дому.

Икона Святой блаженной Матроны Московской Икона Святой блаженной
Матроны Московской
А вскоре к бедной избе, где они жили, стали подходить пешие люди, подводы с больными, и все спрашивали: не тут ли живет девочка Матрона. Мать удивлялась, но, надо отдать ей должное, – принимала чудотворный дар девочки без сомнений, как милость и волю Божью. А на вопрос: что это? дочь отвечала ей: говорила же, что будет свадьба. Что она понимала под этим? Возможно, начало ее служения Господу как Божьей невесты, как еще называют принявших иночество. Хоть монашеского пострига она не принимала, но предельно скромный образ ее жизни в молитве, в помощи ближним, в невинности и чистоте, совершенный отказ от себя ради служения Ему полностью отвечали иноческому образу жизни, где единственный возможный брак – это духовный брак с Небесами.

Слухом земля полнится. К ней ехали за много верст из других уездов, а скоро молва распространилась и на соседние губернии. За сто верст приезжали телеги с лежачими больными, приходили люди со своими вопросами. Больных девочка поднимала, не знающим, как поступить, – давала советы, какие мог дать человек зрелый и мудрый, или совсем неожиданные. Но когда поступали, как она велела, – все складывалось как нельзя лучше. Конечно, исцеленные ею, их близкие, получившие разрешение проблемам, не могли оставить Матронушку без благодарности, которая выражалась в подарках, продуктах – кто чем богат. Так ребенок, о котором до рождения думали как о лишнем рте, хотели отдать на казенное воспитание, жалели как обездоленного и болезного, стал в семье по воле Божьей первым и главным кормильцем. В селе были те, кто не верил, не слушал совета и гнал прочь слепую девочку. И каково было их изумление, когда всё оборачивалось так, как говорил этот слепой тихий ребенок!

В 1912 году, когда святой блаженной Матроне исполнился 31 год, у нее отнялись ноги, и она до конца земного срока утратила способность ходить, впрочем, как обычно, приняла и это испытание смиренно, ни на миг не возроптав на Господа. Она знала, что это случится, знала как, знала духовный источник этого недуга. Она шла от причастия, и тут к ней подошла женщина, которая отняла у нее способность ходить. Следующие полвека своей жизни святая блаженная Матрона провела уже неходячей.

Ее удивительная духовная чуткость и прозорливость заставляли задуматься над своим внутренней жизнью и ее родителей. Как-то родители, которые, как мы уже говорили, любили ходить в храм вдвоем, в один из праздников вместе не пошли. Мать пошла, а отец остался дома, молился перед иконами, пел нужные молитвы. Наталья побывала в храме, но, когда стояла на богослужении, все время отвлекалась от молитвы, думая и переживая о том, что муж ее не пошел на этот раз вместе с ней. Она вернулась после литургии, и дочка встретила ее словами, что, мол, ты, мама, в храме не была. Наталья удивилась – как не была? Это отец не был. А Матронушка ей говорит, что отец был, а она – нет. С какой точностью она определила, где находились в момент литургии душа и сердце отца, а где – матери! Как это поучительно и сегодня для нас, ведь отвлечение на молитве от молитвы – частое явление, искушение, известное едва ли не всем, кто регулярно посещает богослужения или молится перед иконами у себя дома.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Удивительным было общение ее с иконами. С детства посещая церковь Успения Божьей Матери, она любила этот храм, и неоднократно во сне Богом ей открывалось, что надо, чтобы в этом храме была икона Богоматери «Взыскание погибших». Она попросила Наталью пойти к священнику той церкви и сказать ему, что в одной из книг в его библиотеке – она точно указала на какой полке! – есть изображение этой иконы. Священник был поражен, а Наталья, похоже, уже не очень – она почти привыкла к тому, что настояния ее девочки всегда оборачиваются благословенным образом. Изображение нашли, и Матронушка попросила заказать иконописцу эту икону. В семье таких денег, конечно, не было, и Матронушка попросила, чтобы деньги собирали вскладчину, по деревням. Все с радостью жертвовали на создание новой святыни во имя Богородицы. Но нашлись двое, из которых один дал рубль, ну как от сердца с кровью оторвал – Каинова жертва получилась, а другой вообще – с насмешкой копейку. Собранное принесли святой Матроне. Та, перебрала пожертвования и отделила злополучный рубль с копейкой от прочих денег, сказав, чтобы Наталья эти деньги «шутникам» вернула со словами, что они ей, Матронушке, все деньги портят.

Неизвестно, как отреагировали те мужики, но для нас и эта история звучит поучительно. Жертвуешь Богу – жертвуй от сердца, жадничаешь – не жертвуй совсем, не впрок пойдет такое бессердечное даяние, ибо и Господь Иисус Христос говорил, что милости хочет, а не жертвы (Мф. 9; 13).

С иконописцем из Епифани, которому была заказана икона, поначалу тоже не все было гладко. Вроде бы взялся, только время шло, а икона у него не получалась. Наконец пришел он к Матронушке, а она ему сказала, что есть у него грех, не открытый на исповеди. Иконописец пошел, покаялся, причастился, но на исповеди всё же один грех утаил. Когда он пришел к Матроне, та сказала ему о его утаенном грехе. Изумленный ее знанием иконописец пошел к священнику, покаялся, причастился, затем вернулся к святой и просил простить его за ложь. Та, конечно, простила и сказала, что теперь он напишет эту икону. Так и получилось.

В 1915 году икона была написана. Эта икона оставалась при Матронушке всю жизнь, теперь она находится в Покровском монастыре. Вторую икону «Взыскание погибших» на те же деньги, которых хватило с лихвой, заказали в Богородицке. Оттуда ее несли крестным ходом с богородичными хоругвями до самой Успенской церкви. Святая Матрона пошла встречать святыню за четыре километра, ее вели, почти несли под руки, потому что она уже не могла ходить. Когда до встречи с крестным ходом осталось полчаса, Матрона всех остановила, сказав, что скоро он покажется. Обратно она еле шла подле иконы. Как она шла – неведомо. Ведь в 1915 году ей уже было двадцать лет, а способность ходить она потеряла в семнадцать. Очевидно, это еще одно из чудес, которыми Бог благословил юную подвижницу. Икона стала местной почитаемой святыней и прославилась как чудотворная – во время засухи ее выносили из церкви, служили молебен, и едва молебен заканчивался – начинался долгожданный дождь. Этот образ теперь хранится в Новомосковске, в Свято-Успенском монастыре Тульской епархии.

Из особых отроческих событий в жизни святой блаженной Матроны Московской известно предание о встрече ее со святым преподобным Иоанном Кронштадтским. Матронушке исполнилось 14 лет, когда боголюбивая и добродетельная девица Лидия Янькова, дочь помещика того села, где жили Никоновы, собралась в паломническую поездку по святым местам России. Она решила взять с собой и отроковицу Матрону. Так святой довелось побывать и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кронштадте. Сохранилось воспоминание о том, что после окончания богослужения в Андреевском соборе отец Иоанн попросил народ освободить путь через храм слепой девочке, пока она шла к солее – выдающемуся полукругом возвышению, откуда священники обращаются к пастве, сказав ей, чтобы она подошла к нему, и назвал ее «восьмым столпом России».

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадского Икона Святого преподобного Иоанна Кронштадского
Почему он так ее назвал, тоже осталось секретом. Предполагают, что преподобный отче Иоанн уже тогда провидел, что ждет в скором времени Россию и какие страсти выпадут на долю Православной Церкви уже в ближайшие времена. Это был 1909 год. Первая революция 1905 – 1907 годов уже вроде бы затихла, но все понимали – это только генеральная репетиция того, что ждет Россию в совсем недалеком будущем. Да и сама святая блаженная Матрона еще в детстве говорила, что скоро настанет время пожаров, разрухи, грабежей и гонений на Церковь, по-своему, по-детски жестами показывая, как это будет.

Она предсказывала многим, как избежать бедствий, связанных с этим периодом. Помещику из Себина, отцу Лидии Яньковой, с которой ездила в паломничество, посоветовала продать имение и уехать с домочадцами за границу, он не послушал совета. В результате имение разграбили, а враз обедневшая и осиротевшая дочь была обречена на скитальческую жизнь. Еще одна барыня, купившая в Себино дом, собралась строить колокольню. Средства и строительные материалы были собраны, но Матронушка сказала, что постройка не состоится. Барыня не поверила, однако всё случилось по словам блаженной – революция расстроила барынины планы.

Житие святой блаженной Матроны в послереволюционное время
После революции 1917 года для Православной Церкви наступили тяжелые времена. Возглас «Эх, эх, без креста!»2 – звучал повсюду. И взрывали храмы, сбрасывали кресты с куполов, колокола переливали на оружие, а священники были, кто расстрелян сразу, а кто – погодя, в тюрьмах и ссылках. Уцелели немногие. Михаил и Иван, представители крестьянской бедноты, вступили в коммунистическую партию. Впрочем, когда Матронушка уже жила в Москве, больной, исхудалый Иван стал приходить к сестре за помощью, Михаил же так и остался на партийных постах. Поток посетителей к блаженной Матронушке все равно сохранялся, и было ясно, что так продолжаться не может, поскольку она призывала всех хранить православную веру, а это грозило репрессиями.

Чтобы охранить близких от таких нежелательных событий, она отправилась в Москву. Как они ее отпустили? Этого мы не знаем, ясно только, что, спасая их, она мало заботилась о себе, доверясь раз и навсегда Богу. Сейчас путешествие из Тулы в Москву у здорового человека занимает почти три с лишним часа пути. Трудно представить, как она, слепая, утратившая способность ходить, добралась до столицы, и без Божьей помощи, наверное, это было бы совершенно невозможно.

Добравшись до Москвы, она мыкалась по разным местам, даже приходилось жить в подвале. Ухаживали за ней, по свидетельству современников, послушницы. Летом было легче. Зимой – совсем тяжело.

До войны Матронушка жила на Ульяновской улице в домике священника Василия. Его жена, послушница Пелагея, Матронушку невзлюбила. Когда к ней приходили – а и тогда к блаженной Матроне ходили потихоньку посетители, приносили ей подарки, Пелагея раздавала их по родственникам. Она вообще давала неугодной ей постоялице еду и питье, когда считала нужным, но и тут сердце святой оставалось без греха уныния или обид. Потом отца Василия арестовали, и Матронушка покинула его дом на Ульяновской. Ее жизнеописатели перечисляют многие места ее скитаний. После Ульяновской она жила на Пятницкой, в Вишняковском переулке занимала подвальное помещение у племянницы, жила у Никитских Ворот, в Петровско-Разумовском, в Сокольниках – она скиталась, как многие христианские святые, но не видя в этом злого умысла судьбы, а принимая данное ей как данное от Бога, без ропота, без упреков.

Об этом периоде З.М. Жданова рассказывала, что однажды в ноябре, когда наступили холода поздней осени, святая блаженная Матрона жила в Сокольниках, в фанерном домике, едва отапливаемом печкой-буржуйкой (эти печки называли так, потому что тепла от них было мало, а дров они требовали много). Она, приехав к Матронушке, нашла ее с волосами, примерзшими к стене, – еле отодрали, пишет Жданова. Но на просьбу Зинаиды переехать к ней на Арбат, в ее большую квартиру, святая отказалась, – говорила, что Бог не велит, ведь Зинаида потом пожалеет. Она, видно, не хотела причинять лишних хлопот односельчанке и понимала, что документов, прописки у нее нет, и тут неприятности могли быть очень серьезные. И опять – ни скорби по себе, ни жалости к себе. А только великое, поистине святое терпение, нежелание доставлять неприятности близким, даже ценой здоровья, возможно, даже жизни. Она, как всегда, о себе не думала.

Икона Святой блаженной Матроны Московской Икона Святой блаженной
Матроны Московской
Несколько раз ее пытались арестовать, но Бог отводил. Был такой случай: пришел участковый забирать Матрону, а она ему говорит, что ее-то слепую он забрать всегда успеет, куда ей бежать, да еще, считай, без ног. Пусть он скорее спешит домой, там несчастье. Милиционер не очень поверил, но резон в словах святой был, он поспешил домой и увидел, что вспыхнул керогаз, жена сильно обгорела, и, если бы блаженная не отправила его домой, то он мог совсем ее потерять. Он быстро отправил жену в больницу. На другой день на службе его спросили, арестована ли слепая женщина без документов, он ответил, что нет, и арестовывать он ее не будет, потому что он обязан ей жизнью его жены – еще немного, и та бы погибла.

Житие святой блаженной Матроны в годы войны
Началась война, и мы не знаем, сколько жизней отмолила у нее святая подвижница Матрона. Наверное, очень много. Духовным взором она могла видеть очень далеко и иногда сама говорила, что видела происходящее на фронтах Родины. Еще до июня 1941 года предрекая неизбежное начало страшной, тяжелой войны, говорила о непременности нашей будущей победы.

Распорядок жизни святой блаженной Матроны в мирное и военное время был неизменным: днем она принимала людей, ночью – непрестанно молилась, как всегда отводя очень малое время на неглубокий сон. Современники, приходившие к ней, рассказывали, что, пока шла война, она просила приходящих приносить ей ивовые веточки. Матушка ломала их на равные палочки, очищала от коры и молилась. Пальцы ее были исцарапаны до крови, а усердные молитвы изнуряли, но она продолжала молиться и за державу, и за ее воинов.

В 1942 году, уступив уговорам З.М. Ждановой, Матронушка переехала в ее квартиру в Староконюшенном. Она принимала почти сорок человек в день. К ней шли с самыми простыми бытовыми и личными проблемами: от несчастной любви до пропажи вещей. За исцелением – от затяжных хронических болезней или объявленных медициной неизлечимыми до серьезных душевных расстройств. Она сидела, крестила пришедшего над головой, давала ему своей святой водички, читала молитвы, но не бормоча про себя, не вполголоса, а громко и четко – «Отче наш», 90-й псалом «Помилуй меня, Боже, по великой милости Своей..», молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог..», «Господи Вседержителю..». Сколько сил нужно для чтения этих молитв так, чтобы они были Господом услышаны! Какое чистое и преданное Богу надо иметь сердце!

З.М. Жданова вспоминала, что все вроде бы мелкие, житейские просьбы святая блаженная Матрона не считала мелкими. Для нее в человеке было важно все. Она просила у Бога за каждую нуждающуюся душу. Она часто предлагала кому-то пойти покаяться священнику, у всех просящих помощи требовала, чтобы они носили, наперекор безбожному времени, нательный крестик, ходили в храм, исповедовались и причащались. При этом в эти дни она уже ни от кого ничего не принимала, а помогала совершенно бескорыстно, время было тяжелое для всех. Часто приходили с естественным в те дни вопросом – жив ли боец – муж, сын, брат? Кому-то она отвечала – ждите, жив, кто-то получал скорбный ответ – нет в живых, надо отпевать, а самим – жить дальше.

В доме Ждановой, в комнате, отведенной блаженной Матроне, три угла были красными, сверху вниз на них располагались иконы, перед которыми висели негасимые лампады. Была война с ее нескончаемыми тревогами, налетами, горестями утрат. Но в квартире от молитв святой Матроны, от ее ласкового голоса, ее утешительно-полушутливой манеры говорить исходила благодать, перекрывающая бесконечное психологическое напряжение военного времени, которому, как иногда казалось, не будет конца.

Но все-таки внешнего покоя в те годы не было и быть не могло. Соседи донесли, что в квартиру Ждановой постоянно ходят какие-то люди. Иногда в воинских званиях приезжают на машинах и т.д. Однако арестовывать приехали не Матрону, а Зинаиду. Недаром матушка не хотела перебираться из домика в Сокольниках к ней на Арбат. Зинаиду отправили на Колыму, и в день смерти святой блаженной Матроны ее мать, Евдокия Жданова, получила первую весточку от дочери, что жива, а матушка везде с ней, охраняет ее.

Кончина святой блаженной Матроны Московской
В 1949 году, после ареста З.М. Ждановой, святая блаженная Матрона была выписана на Сходню, в Подмосковье, ныне в черте Москвы. На улице Курганской она провела последние три года своей жизни, где и скончалась в 1952 году. За три дня до кончины она уже знала о ней и попросила, чтобы отпевание происходило в любимой ею церкви Ризоположения. Смерти она страшилась, чему священники, приходившие к ней, удивлялись. Хотя чему тут удивляться, если даже Христос в Гефсиманском саду пережил страдание смертельного предзнания, моля пронести мимо уготованную Ему чашу, а она была святой Божьей, но все-таки земным человеком.

2 мая она отошла к Господу, 4 мая тело ее предали земле на Даниловском кладбище, рядом с храмом – она просила так похоронить, чтобы и по смерти слышать богослужебное пение, которое любила с детства. 3 мая ее тульская землячка Антонина Малахова и ее мать в Троице-Сергиевой лавре подали записку об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Так монахи лавры узнали о ее кончине и смогли прибыть на погребение.

Паломники к храму Покровского монастыря Паломники к храму Покровского монастыря
У святой блаженной Матроны было две просьбы – не возлагать на могилу пластмассовых цветов и не закрывать калитку к могиле, чтобы каждый мог прийти поговорить, попросить, задать свой наболевший вопрос. Известно, что когда, не послушав просьбы святой, на могилу все-таки приносили пластмассовые венки, они сами беспричинно загорались. О том есть свидетельство Антонины Малаховой. Люди приходят, а могилка облеплена расплавленной пластмассой, и даже крест обгорел. Так и после смерти блаженная Матрона отказывалась от всякого пустого подобия, подделки, хотя очень любит до сих пор живые цветы.

По скромности душевной, происходящей от великой духовной высоты, она, прозорливая при жизни, не могла предположить одного – что имя ее будет прославлено Православной Церковью, что будет она причислена к лику святых, а честные мощи ее, обретенные в 1998 году, по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II будут перенесены для поклонения в один из известнейших монастырей России, расположенный недалеко от центра российской столицы. Разве могла она, бесприютная скиталица, подумать, что станет образом на иконе, к которому будут притекать люди, выстаивая в очередях часы ожиданий, а в храме Покровского монастыря и зимой и летом не иссякнет количество цветов, приносимых ей в дар. Икона же ее в храме окружена огромным количеством привесов, которые приносят люди, благодаря матушку за помощь.


Народное почитание святой блаженной Матроны Московской
Святая блаженная Матрона Московская стала для Москвы и всей России такой же заступницей людям в их самых простых делах, как стала когда-то святая блаженная Ксения Петербургская для России и Северной столицы. Эти две женщины, с такими разными биографиями, из разного времени сходны в главном – прижизненном отречении от себя, полном, бесконечном, бескорыстном. Они не принимали иночества, не замыкали себя от мира в монастырь, но действовали в миру как истинные Господни подвижницы. Их вера в Бога была такой же абсолютной и безмерной, как вера жен-мироносиц.

Икона Святой блаженной Ксении Петербургской Икона Святой блаженной
Ксении Петербургской
Вопреки всему, сознательно обрекая себя на вечные скитания, приняв лик святого безумия в знак отказа от земной, зачастую бездуховной логики, стала на путь блаженной святая Ксения. Господь уготовал судьбу, полную лишений, с нашей, прагматической точки зрения, и гонимой обстоятельствами времени святой праведной Матроне. Но обе святые жили так, что ясно – это все для них было неважно, а люди – простые и государственные деятели, всех рангов и сословий нуждались в них, приходили к ним, блаженным, у которых, впрочем, были и недоброжелатели, не видящие в их действиях проявления Божьей воли. Но таких было немного. А к святым старицам приходят и сейчас. Как к Абельмановской заставе идут и идут паломники, так и нескончаем поток к часовне на Смоленском кладбище в Петербурге.

В них действует богоматеринское начало. Как Матерь Божья взяла себе на усмотрение весь род людской, так и они – женщины, лишенные семьи и родных, каждая в свою пору, не имеющие ничего и никого, единственной поддержкой избрав полноту веры, до сих пор обнимают своей материнской любовью и молитвой тех, кто идет к ним. А идут-то все больше тоже – женщины, с их болью, мелкими, казалось бы, бытовыми, житейскими проблемами. Но для них, как истинных матерей, нет мелких проблем их детей, ибо материнской любви все важно – от содранной коленки до разбитого сердца их ребенка, детьми и мы становимся, когда приходим к их образам, как и к образам Матери всех – Царице Небесной.

Великий духовный подвиг и бесконечное стяжание Святого Духа в ночных молитвах высоко возносят святые души. Нам не постичь этих высот. Мы можем только преклониться перед ними и Богом в бесконечной благодарности, что во времена, пронизанные безверьем и бездуховностью, Господь привел нам во спасение Свою святую – блаженную старицу Матрону, ставшую живым свидетельством Его заботы о нашем спасении, о спасении веры. В конце концов свидетельством Его веры в нас самих, в то, что спасение это возможно, через пример терпения, любви и бесконечного сострадания, поданный нам почти современницей нашей, святой старицей Матроной.

Какое чудо произошло
Говоря о житии святой праведной блаженной Матроны Московской, проще спросить – каких чудес не произошло? Вся жизнь ее была нескончаемым чудом, чудеса начались еще до ее рождения, когда она явилась во сне матери ее в виде белой птицы, с закрытыми накрепко очами.

Вся жизнь ее – сплошное описание тех чудес, которые она совершала по воле Божьей. Причем сама Матронушка всегда предостерегала от всякого оккультизма, ведовства и волшебства, велела не верить снам, мало ли кто сон послал, – может, искушает враг. Те, кто поначалу приходил к ней, как ходят ко всякого рода целителям, уходя, был твердо уверен, что перед ним была раба Божия, человек Божий, а не кто-то, кто использует заговоры или чары. Такая безусловная Божья благодать царила надо всем, что она делала, и как молилась о тех, кто пришел, прося об избавлении от болезни или о решении проблем. Причем неправедных просьб она не выполняла, сразу говорила человеку, что он лукавит, что в основе его просьбы лежит неправедное, нехорошее чувство или желание недоброго другому. А за исцелением могла и в церковь послать – исповедоваться, причаститься, молиться больше. И всем велела непременно носить нательный крестик.

Но свидетельства о чудесах, происходивших от икон и мощей ее по молитве просящих, приведем, причем преимущественно о тех, которые происходили в наше время, уже после прославления ее честного имени.
Мужчина по имени Алексей страдал серьезным кардиологическим заболеванием. Никакие светила науки не могли помочь. В августе 2008 года он почувствовал себя совсем плохо. Поехал на могилу святой блаженной Матроны, взял песочку с нее и приложил к области сердца. И уже возвращаясь, почувствовал облегчение – одышка отпустила, идти стало намного легче.

Когда он пришел второй раз на ее могилу, ему дали обожженную восковую свечу. Дома он положил свечу рядом с иконами, и по комнате вдруг полилось дивное благоухание. Он лег на кровать, чувствуя, будто что-то или кто-то проник к самому сердцу, что что-то с ним происходит, но безболезненно. Облегчение наступило. Затем все больше и больше. Очевидно, Алексей, автор свидетельства, был военным, поскольку затем он говорит, что сдал зачеты по физподготовке и единственный в отделе – все зачеты.

Евгения из Москвы свидетельствует, что в июле 2007 года ни с того ни с сего у нее опухла правая стопа. Она уже через неделю не могла обуться, при ходьбе испытывала страшные боли. Врачи поставили диагноз – опухоль на кости. Женщина была потрясена. Но затем Евгения, превозмогая боль, пошла к святой блаженной Матроне Московской и горячо помолилась ей. Прошла еще неделя, и опухоль сошла, как ее и не было. Свое свидетельство Евгения заканчивает словами благодарности святой старице Матроне.

Икона Святой блаженной Матроны Московской Икона Святой блаженной
Матроны Московской
Матушка помогает во всех случаях. Елена рассказывает, как в 2000 году была обманом затянута в аферу с финансовой пирамидой и потеряла при этом практически все деньги. Ее могло спасти лишь чудо. И тут женщине посоветовали обратиться к святой блаженной старице Матроне. Елена поехала в Покровский монастырь со смешанным чувством – надежду имела большую, но до конца не верилось. Однако ей хватило веры, чтобы, как она сама говорит, «с отчаянными воплями» обратиться в душе и мыслях к Матронушке. И чудо случилось – деньги вернулись! Елена совершенно убеждена, что это была помощь Матронушки. Теперь у нее случилась неразделенная любовь, и снова Елена собирается идти в Покровский монастырь за помощью, теперь уже полностью убежденная в том, что святая блаженная Матрона и подаст хороший совет, и поможет в ее делах сердечных.

И воспоминание от автора. Где-то в году 2009-м, летом я шла по направлению к метро «Выхино» и прямо под ногами увидела прямоугольничек размером с карманный календарь – иконку. Не должна икона валяться на асфальте под ногами, пусть и карманная, бумажная – я подняла ее. На иконе было изображение святой старицы Матроны, на обороте – молитва к ней. Ничего случайного в жизни верующего человека нет, и мне подумалось, что такая встреча – неспроста. Придя домой, я поставила ее к прочим иконам.

Прошлой зимой я отчаянно влюбилась. Но все как-то не клеилось, не складывалось. Подруга мне посоветовала пойти к святой Матроне Московской, поскольку в счастье ее жизни, как она сама говорит, святая старица приняла участие. Подруга моя усердно молилась ей, и в 46 лет счастливо вышла замуж. Затем у нее родился сыночек – первый! – и роды были успешными, и ребеночек растет здоровым. Папа в обоих души не чает. Все эти счастливые события Ирина (так зовут подругу) относит исключительно к помощи святой Матронушки.

Пошла я к Матронушке. Было утро, очень холодно, солнце стояло в морозной облатке. По дороге купила белые хризантемы, пришлось все время от холода держать их за пазухой. Простояв на морозе в очереди к храму часа три с лишним, наконец-то вошла внутрь. Стала к иконе. И вдруг почувствовала, что не хочу просить о том, что задумала. Вот чужая какая-то мысль и всё! Просто душа не лежит просить у Матронушки нашего с «избранником» соединения! А когда приложилась к мощам, то встала и вышла из храма с легким, свободным сердцем, без тоски, и главное – без колебаний зная, – это не тот человек, что мне нужен! Потом оказалось, что у него нехорошее криминальное прошлое, и еще кое-что за ним водится. И у меня нет ни малейшего сомнения, что наставила меня – мягко, но уверенно, Матронушка, отвела беду, которая могла быть у меня и моей семьи. Так что поняла – идешь к святому за помощью, доверяй ему.

Теперь, после того как мне выпала радость подробно ознакомиться с житием святой блаженной Матроны Московской, узнать о ее лишениях, я хочу пойти к ней уже не с просьбами, а с благодарностью за тот непрестанный молитвенный труд, который она совершала и совершает за нас. Попросить прощения за уныние, посещающее душу, ибо что наши лишения по сравнению с теми, которые она переносила сама – без жалоб, с легким сердцем, с тем Божественным альтруизмом, который спасителен для любой души.

Значение иконы

Прославление святой блаженной Матроны Московской
2 мая 1998 года состоялось замечательное событие – честные мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и упокоены в раке. 2 мая следующего года по указу и при служении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялось ее причисление к лику поместных святых, а в октябре 2004 года определением Освященного Архиерейского собора РПЦ святая праведная блаженная Матрона Московская причислена к лику общецерковных святых. Имя ее теперь включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Икона Святой блаженной Матроны. Покровский монастырь. Икона Святой блаженной Матроны.
Покровский монастырь
К Матронушке…
В Покровском монастыре есть две иконы Святой блаженной Матроны Московской: одна большая в виде фрески на стене главного храма Покрова Пресвятой Богородицы, другая – в самом храме. У обоих образов не иссякают охапки живых цветов, не прекращается людской поток. Что удивительно, подходя к иконе с просьбой, сразу чувствуешь внутренний ответ, приняла ли святая вопрос, или над ним надо еще подумать. Когда молитва, просьба принята – на душе наступает удивительное облегчение, когда нет – легкое отторжение чувствуется очень явно.

Но это не значит, что святая Матронушка не желает помочь. Нет. Просто надо крепко подумать – а нужно ли тебе на самом деле то, о чем ты просишь? Не выйдет ли тебе желаемое боком, если ты его вымолишь и получишь. Как и при жизни, и теперь, если очень просить, святая блаженная Матрона может дать по просьбе – на, получи, но потом не проси вернуть все обратно. Она учит вере и доверию Господу, нашими собственными же ощущениями, закрыв глаза физические, открытые в мир сей, слушать волю Его, внутренним духовным оком слушать Его волю через ее советы, испрашиваемые у святой, слушать самих себя в молитвенном молчании. В каком-то смысле самим ослепнуть для мира здешнего, дольнего, чтобы душе открылся мир – духовный, горний.

_______________________________________
1Святая преподобная Матрона Константинопольская, иначе Царьградская или Иерусалимская, годы жизни ок. 392 – ок. 492, память 22 ноября по н. ст. – христианская подвижница, гречанка из Пергии Памфилийской.
2Из поэмы А. Блока «Двенадцать».

Вернуться к содержанию Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне Нательный крестик в подарок во сне

Читать далее:




Открытки в виде платья своими руками




Поздравления с днем рождения по имени виталина 7




Предохранительные и обратные клапаны. схемы




Как сделать scorm пакет




Поделки для игровой площадки своими руками