Изготовление куклы кукла на счастье схема

Изготовление куклы кукла на счастье схема
Изготовление куклы кукла на счастье схема
Изготовление куклы кукла на счастье схема
Изготовление куклы кукла на счастье схема

План – конспект урока.

Тема: «Традиционная народная кукла. Изготовление куклы – закрутки».
Цель: показать последовательность освоения основных приёмов при изготовлении куклы-закрутки от изготовления тулова до изготовления костюма и придания ей образа.
Задачи: 1. Пробудить интерес учащихся к народной культуре, её традициям; познакомить с историей народного костюма; научить самостоятельно изготавливать куклу – закрутку.

2. Развить художественно – эстетические способности учащихся; формировать умения и навыки по работе с тканью.

3. Воспитать художественный вкус; взаимопомощь; экономное отношение к материалам.
Методическое оснащение урока:
1.Ткань для тулова:

-бязь светлых тонов – 22 × 22 см,

-сукно – 18 / 18 см,

-ситец белого цвета – 22 × 22 см.

2. Ткань для пошива костюма: сатин ярких цветов,

парча, бархат, шерсть, лён, ситец (лоскутки).

3. Игла швейная № 1, 2, 3.

4. Нитки швейные разного цвета № 40 – 50, шерстяные нитки.

5. Тесьма, кружево, ленты – для декоративного оформления костюма

6. Бисер, блёстки – для изготовления украшений и оформления головных уборов.

7. Ножницы.

8. Мел, лекала, сантиметровая лента, напёрсток.

9. Наглядные материалы.
Методы обучения:


  • беседа

  • рассказ

  • демонстрация

  • работа с книгой

  • наблюдение

  • самостоятельная работа

  • методы трудовой деятельности

Формы организации познавательной деятельности учащихся:


  • фронтальная

  • коллективная

  • индивидуальная

  • групповая

Словарная работа: эскиз, тулово, рубаха, пояс, сарафан, передник, кокошник, «очелье», повязка, донце, корона, «сорока», пясы, тройчатки, голубцы.
Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-настрой учащихся на работу;

-доведение до учащихся задач и плана урока.
2. Повторение:

- эскиз;

- определение ткани по волокнистому составу;

- подборка ткани по цвету и назначению;

- ручные швы и строчки;

- раскладка лекал с учётом направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны;

- раскрой с учётом припусков на швы.
3. Вводный инструктаж:

- правила техники безопасности при работе с инструментами;

- организация рабочего места.
4. Изложение учителем нового материала, сообщение теоретических сведений.

Историческая страничка.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – «рванки»). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой», - приговаривала мать. Кукла отвлекала на себя злых духов, оберегая ребёночка.

Тряпичную – куклу – берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Традиционная народная кукла глазами русских художников (см. презентацию).
Куклы из бабушкиного сундука (рассказ с демонстрацией кукол).

Пеленашка – древнейшая кукла – оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.
Широкое распространение на Севере России имела кукла – берестушка. Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва или заговор. Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли «бабушкина кукла»).
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая «кукла Парочка», иногда такую куклу называли « Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука – символ крепкого брачного союза.

Свадебную « Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребёнок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.
Зернушка – кукла, которая символизировала достаток в доме, была оберегом семьи. Иногда её называли «зерновка» или «крупеника». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Эту куклу могла делать женщина, мечтающая о ребёнке. Зернушка символизировала достаток, благополучие в семье. Кукла бытовала в районах, выращивающих злаковые культуры.
В южных губерниях России существовала кукла – оберег жилища, называемая «День и Ночь». Она относится к двуликим или парным куклам. Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной на день, а вечером – тёмной на ночь. Говорили: «День прошёл, и, слава Богу, пусть так же пройдёт и ночь».
Кукла – веник помогала хозяйке «вымести сор из избы». Это был сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место её «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.1
Обрядовые куклы.

Обрядовые куклы – это достаточно распространённая категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребёнку символических, нравственных, мифологических знаний. Обрядовые куклы были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря.
Кукла – Стригушка была связана с богатым урожаем. Кукол делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда её одевали, а иногда украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

Изготавливали её таким образом: в красный угол усаживали девушку, которая была наиболее проворной в уборке урожая. Именно самой работящей и предоставляли право сделать первых Стригушек. Обряд сопровождался песнями, а кукла оставалась в красном углу избы до следующего года. Наряду с этим Стригушки могли быть и игровыми куклами.
С рождественскими обрядами была связана необычная кукла «Коза». Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка.

«Коза» была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Кукла использовалась в обрядах колядования, бытовала в центральных губерниях России.
В крещенские дни делали куклу Крестец, ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.
Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем кукол отдавали паломникам. На следующий год таких кукол делали вновь.
В масленичную неделю Домашнюю Масленицу вывешивали за окно. Это было знаком того, что тёща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, затем ленточки, которые забирали с собой несчастья и невзгоды, отправляли плыть по реке.
Десятиручка – кукла, предназначенная молодой девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.2
Местные народные умельцы (выставка).
Традиционный народный костюм (рассказ с демонстрацией).

Основными тканями, использовавшимися для народной одежды, были домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины 19-го века стали использовать фабричные ткани: шёлк, парчу, ситец, кумач, сатин, бархат, кашемир.
Основою традиционного костюма была рубаха.

Крой традиционных рубах был очень прост и экономичен. Конструкция рубах состояла из прямоугольников и вставок (треугольников и квадратов – ластовиц). Женская рубаха состояла из 2-х частей: стана – нижней части, рукавов – верхней части. Стан, как правило, шили из льна, а рукава – из разных тканей в зависимости от назначения рубахи. Праздничная рубаха по верху и по подолу украшалась вышитым и тканым узорочьем.

Вышивка была обязательным элементом украшения рубах, она несла обереговую функцию, охраняя человека от злых чар, болезней, случайной беды.
Пояс был обязательным элементом народного костюма.

Поясом подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю одежду. По способу изготовления пояса делились на плетёные, тканые и вязаные. Крестьянская одежда не имела карманов, и пояс позволял носить на нём кошельки, мешочки для сладостей. Наибольшее распространение получили всевозможные красные пояса, ношение которых должно было символизировать силу, долголетие, жизнестойкость хозяина или хозяйки.
Женский костюм обязательно предполагал дополнительные детали: сарафан или юбку, передник.

Сарафаны были известны по русским письменным источникам, начиная с 14-го века. В 17-м веке сарафаном называли высокую юбку на лямках. С 19-го века сарафан стал только крестьянской одеждой.

Самыми распространёнными были косоклинный и круглый сарафаны. Косоклинный сарафан шился из трёх полотнищ – двух передних и одного заднего. В нижней части в его боковые швы вшивались клинья. Передние полы могли быть распашными, они застёгивались на красивые металлические пуговицы и петли из тесьмы, а могли быть сшиты.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, лёгок, более ярок. Он шился из четырёх – восьми полотен ткани в виде широкой, высокой юбки, присборивавшейся на груди.

Будничные сарафаны шили из пестряди, ситца тёмных тонов, а для праздничных сарафанов использовали яркие ситцы, сатин, парчу, бархат, атлас, кашемир.
Передники были разной конструкции и по-разному украшались.

Повседневные передники были холстинными, крашеными или из пестряди. Праздничные передники шили из покупных тканей, украшали лентами, кружевом, бахромой, а на севере Карелии шили передники из шерсти и украшали их стеклярусом.
Головной убор завершает костюм.

На Руси существовал обычай: девичий убор и причёска должны отличаться от головного убранства замужней женщины. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетёнными в косу, замужняя женщина заплетала волосы в две косы и не должна была показываться с непокрытой головой.


  • Девичьи головные уборы были очень разнообразны.

Самой простой девичьей причёской были заплетённые в косу волосы. Косу девушка могла украсить лентой. Лента была своеобразным символом девичества.
Корона – ажурный венец, украшенный металлической нитью, белым шнуром, бисером, жемчугом и стёклами. Под корону одевалась сетка-поднизь.
Повязка (или перевязка) была сделана из парчи на подкладе, могла быть богато расшита золотосеребряными нитями, жемчугом, бисером.

  • Женские головные уборы.

«Сорока» - наиболее распространённый головной убор, имеющий много вариантов. Передняя часть называлась «очельем» и богато украшалась, а боковые части – крылья; задняя часть – хвост.
Кокошник – праздничный головной убор, напоминающий плотную твёрдую шапочку. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, золотосеребряным шитьём, стразами.
У каждой девушки и женщины было несколько платков, шалей, косынок. Платки были свадебными дарами, их очень любили. Повязывались они концами вперёд – узлом под подбородком, скреплялись булавками или брошами впереди на груди, концами назад – на шее, когда платок обрамлял лицо и проходил под подбородком.
Украшения дополняли женский и девичий костюм.

Наиболее популярными были шейные и ушные украшения.

Шейные украшения: ожерелья, цепочки, шнуры, бусы. Они выполнялись из бисера, жемчуга и натуральных камней. Девочки делали себе бусы из ягод.

Ушными украшениями были серьги, сделанные из меди или серебра (пясы, тройчатки, голубцы).

В Карелии и на севере России очень были популярны серьги-«бабочки».3
Олонецкий краеведческий музей (выставка).
Костюмы И. Порошиной (выставка).
Загадки о костюме, тканях, инструментах (презентация).
5. Практическая работа.

Схема изготовления куклы – закрутки (презентация).


  1. Изготовление тулова.

На плотную ткань белого цвета (бязь 22×22) положить сатин (18×18). Край полотна отогнуть на изнаночную сторону (4 см.) и два слоя закрутить.

На месте талии (1/2 туловища) перетянуть ниткой несколько раз, завязать 2-3 узелка.

На месте шеи (1/5 туловища) перетянуть ниткой, завязать.
2. Формируем голову (ситец 22×22).
3. Из концов лоскута оформляем рукав.

Подворачиваем угол лоскута на изнаночную сторону и заворачиваем ткань с обеих сторон навстречу друг другу, перетягиваем ниткой – ладошка готова.
4. В традиционной кукле обязательно оформлялась грудь – признак плодородия. Можно с этой целью аккуратно подложить ватные шарики.
5. Рубаха.

Ткань на уровне талии затянуть ниткой, оформив рубахой. Её можно украсить кружевом, тесьмой. Для изготовления рубах из других тканей используют готовые лекала.
6. Для сарафана выкроить полотнище размером 15×30 см. и лямки 3×8 см. Полоски для лямок подвернуть с обеих сторон, сложить пополам, сделать строчку по подогнутым краям. Если на сарафане будет отделка, то лучше сразу её пришить. Соединить боковые швы полотнища, подшить низ изделия. Верхний срез подогнуть на 2-3 см. и прошить швом «через край», нить подтянуть и присборить ткань.

Надеть юбку на куклу , приставить лямки сарафана, пришить к тулову.
7. Для передника выкроить полотнище размером 10×15 см. (размеры могут быть другими). Обработать боковые и нижний срезы. Верхний срез слегка присобрать швом «вперёд иголку».
8. Поясом к переднику служат тесьма или лента, подобранная по цвету. Соединить поясок с передником, повязать поверх сарафана под грудью.

9. Головной убор.

Самым простым головным убором может быть платок, концы которого завязываются назад, но он больше подойдёт для будничного костюма. Платок можно изготовить из любой ткани, по краям можно сделать выдерг, имитирующий кисти.

Для девицы можно сделать повязку из парчи, шёлка.

Причёской будет коса с лентой. Волосы можно выполнить из тонких шерстяных нитей, подойдут и льняные нитки, можно сделать украшения.

Для придания образа можно использовать дополнительные детали: лукошко, деревянные грабли, ведёрко, платочек, котомку.4
6. Текущий инструктаж:

-оказание помощи;

-правила техники безопасности;
7. Итоги, обмен впечатлениями о проделанной работе, демонстрация лучших работ, домашнее задание.


1 Яшкова Т. Б. Куклы – обереги / Т. Б. Яшкова – Петрозаводск, 2006. – 4с.


2Яшкова Т.Б. Обрядовые куклы / Т.Б. Яшкова – Петрозаводск, 2006. – 4с.


3Яшкова Т. Б. Кукла – закрутка (Методическая разработка) / Т. Б. Яшкова – Петрозаводск, 2003. – 30с.


4 Яшкова Т. Б. Кукла – закрутка (Методическая разработка) / Т. Б. Яшкова – Петрозаводск, 2003. – 30с.

Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема Изготовление куклы кукла на счастье схема

Читать далее:




Схемы подключения переключателей света




Как сделать дом кукле монстер хай своими руками




Цветы из теста на пирог своими руками мастер класс




Как сделать блёстки для снежного шара




Книжка по английский алфавит своими руками